Back To Top
Межрегиональная конференция «Агробизнес-образование: воспитание гражданина, труженика села, рачительного хозяина земли».
«Воспитание человека, хозяина земли, – наше общее дело»
Мишелевская средняя общеобразовательная школа – старейшее образовательное учреждение Иркутской области. Нашу школу называют школой добрых традиций. Одна из них – умение сотрудничать с местным сообществом в решении образовательных задач. Все учреждения и организации поселка так или иначе участвуют в реализации образовательных программ и программы воспитания.
Серьезные концептуальные решения принимаются при участии Управляющего совета школы, коллегиального органа самоуправления, в который входят представители коллектива школы, родительской общественности, органов местного самоуправления, обучающиеся 10-11 классов, выпускники школы и работодатели. В рамках своих полномочий по содействию и созданию оптимальных условий для осуществления образовательного процесса, в повышении качества образования Управляющий совет поддержал участие школы в инновационной деятельности по агробизнес-образованию и реализации проекта «Агробизнес-образование? Мы –за!».
Данный проект стал частью Программы развития школы, поскольку его реализация создает условия для получения сельскими школьниками образования, соответствующего образовательным потребностям самих обучающихся, социума и рынка труда, позволяющего быть грамотными землепользователями; создает ориентационную и мотивационную основы для осознанного выбора профессии сельскохозяйственного профиля, формирует основы предпринимательства.
Деятельность по профориентации и реализации проекта по агробизнес-образованию конкретизирована в Рабочей программе воспитания ОО в модулях «Профориентация» и «Рачительный хозяин земли».
Реализации проекта в части поддержки профессионального выбора, обучающихся способствуют курсы внеурочной деятельности по основам проектной деятельности «Учимся делать проект» (1-4 классы), «Проект - это увлекательно» (8-ые классы), элективный курс «Моя профессиональная карьера» для учеников 10-11 классов; дополнительные общеразвивающие программы «В мире профессий», «Школа агробизнеса», «Агробригада», «Экоша».
Не ограничиваясь ресурсами школы, мы активно принимаем предложения по участию в различных образовательных профориентационных проектах. Так, в прошлом учебном году 20 обучающихся 8-ых классов обучились на дистанционном курсе «Цифровая агрономия» Томского сельскохозяйственного института. Команда школьников прошла стажировку на Vсессии «Академии предпринимательства», где ребята получили навыки бизнес-планирования. Профильная смена «Предпринимательский Skills Camp» образовательного центра «Персей» стала еще одной ступенькой в развитии предпринимательских компетенций у наших ребят, а их бизнес-идея в области агробизнес-образования была признана лучшей.
При сотрудничестве с администрацией поселка, службой занятости и комитетом по образованию реализуем программу летней занятости обучающихся. Ребята ухаживают за овощными и цветочными культурами на пришкольном участке, наводят порядки в зонах отдыха поселка, участвуют в их благоустройстве. Подростки получают заработную плату и учатся ответственному отношению к порученному делу, осознают полезность труда, своею востребованность.
В рамках профориентации мы организуем деятельность детей во всероссийском проекте «Билет в будущее». Уже в этом учебном году под руководством педагога-навигатора 60 учеников 9-х классов прошли тестирование на определение профессиональных склонностей, приняли участие в профессиональных пробах: по специальности «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» в «Усольском аграрно-промышленном техникуме». по специальности «Мастер по обработке цифровой информации» в «Усольском техникуме сферы обслуживания».
Сотрудничество с предпринимателями, руководителями предприятий и учреждений поселка расширяет возможности для профориентационной работы. При их поддержке мы реализуем проект «Профессии сибирского села». Так, ученики начальной школы побывали на пекарнях поселка, познакомились с профессией «пекарь-кондитер». Регулярно проходят профессиональные пробы в пожарной части, отделении почтовой связи, аптеке. Такие профессиональные пробы взаимно полезны: дети знакомятся с профессией, а работники предприятий, их руководители испытывают радость от вклада в воспитание школьников, собственная социальная значимость наших помощников повышается.
Организуем проведение в школе Уроков профессий. Это могут быть очные мероприятия и дистанционные. Так, экскурсия на умную ферму в томской области для наших ребят могла пройти только в онлайн-формате. Однако интерес вызвала огромный, а также желание - работать в условиях инновационного развития.
Участие в конкурсах не только фиксирует результат серьезной подготовительной деятельности, но и само по себе является инструментом профессионального самоопределения. Гордимся результатами наших учеников во всероссийском конкурсных мероприятиях:
- I место в VI Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), комп етенция «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (Шершуков Николай, ученик 8б класса);
- выход в полуфинал Всероссийского конкурса «Большая перемена» (вызов «Предпринимай») с презентацией бизнес-идеи по возрождению села (Лукашенко Арина, ученица 8а класса).
Оценить результат работы по профориентации мы можем по результатам осознанного выбора нашими выпускниками учреждений для дальнейшего обучения. Практически все наши дети поступают в средние или высшие учебные заведения. Выбирают и учебные заведения сельскохозяйственного профиля, надеемся, что проводимая работа усилит эту тенденцию.
Наша традиция - сотрудничество с социумом в оптимизации образовательного пространства. Совместная деятельность наилучшим образом проявляется в работе по профессиональной ориентации обучающихся школы, формируя у детей представления о селе как о целостной системе, благополучие которой зависит от каждого его жителя, рачительного хозяина земли.
Автор Лукашенко Альбина Борисовна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы